Под названием фаянса в керамике принято обозначать глиняные изделия из белой или цветной массы с пористым (проницаемым жидкостями) черепом, который в изломе представляет шероховатый землистый вид и покрыт всегда глазурью, или поливой. Обширный отдел изделий с черепом, проницаемым жидкостями, существенно отличается от отдела изделий с непроницаемым черепом, к которому относится фарфор, имеющий спекшийся стекловидный излом, просвечивающий при проходящем свете. Слово "Ф." производят от названия города Фаэнцы в Италии (Faenza), славившегося производством названных изделий (1487), но надо припомнить, что во Франции (в провинции Provence) есть также старинный город Fayence и там с тех же времен делали этого рода посуду. Как бы то ни было, впоследствии это название "Ф." распространилось на обозначение вообще всяких итальянских изделий этого вида (XV и XVI стол.), а затем получило более обширное значение. На русском языке нет общего названия для всех видов Ф., и в большинстве разумеют под этим именем белые изделия, политые прозрачною глазурью, часто украшенные рисунками (посуда, художественные украшения и проч.), вообще то, что на немецком языке обозначают словом "Steingut" и что отнесено Броньяром ("Trait é des arts céramiques"), из мотивов чисто технических, но никак не художественных, к тонкому Ф. (faiences fines), при чем утрачено первоначальное название для настоящих итальянских Ф. с желтоватым и красноватым черепом, к которым чаще применяется название "майолика"; для некоторых особо твердых Ф. у нас употребительно название "опак" и пр. В английском и немецком языке та же сбивчивость терминов, вводящая нередко недоразумения за недостатком общего родового названия. Так, у англичан имеется ряд названий: delft-ware, majolica, eart h en-ware, iron-stone, flint-ware, queen's-ware и проч., на немецком обыкновенно Steingut = feine Fayence. Приняв вышеизложенное общее определение Ф., можно с достаточной ясностью отличить следующие его разновидности, основываясь на составе массы черепа, который до известной степени обусловливает и состав глазури, а следовательно, определяет способы приготовления. Поливной Ф. с легкоплавким глинистым черепом. Тесто для формования и лепки состоит из легкоплавкой, но никогда не нагреваемой до сплавления кремнеземистой или песчаной глины, содержащей довольно значительное количество плавней (окись железа, щелочи и щелочные земли). Тесто этого разряда заминается из одного или нескольких сортов глины, которые почти всегда очищаются отмучиванием; в случае надобности к тесту прибавляют песок и очень редко "жженку" (обожженная глина того же сорта). Полива большей частью свинцовая и в некоторых случаях борно-щелочная. К этой разновидности Ф. относится вся хозяйственная утварь, употреблявшаяся в домашнем обиходе с XII по XV стол.; в настоящее время эти изделия применяются только среди других (горшки и проч.) или как простая дешевая посуда (кружки, умывальники). Производство этих сортов, разделка (формовка) их на вращающихся гончарных станках и от руки (а в формах — для посудных ручек, носиков, ножек и разных украшений) ведется в небольших мастерских — близ глиняных залежей; особых приспособлений для сушки сырых изделий почти не применяется ради их дешевизны. Высушенные изделия покрываются поливой или непосредственно после достаточной сушки их на воздухе, или после предварительного обжига, в результате которого изделия приобретают гораздо более значительную твердость; но в этом последнем случае требуется вторичный обжиг для сплавления поливы, и изделие выходит дороже. Свинцовая полива составляется из смеси мелкого песка или измельченных кварца или кремня с суриком или другим соединением свинца в такой пропорции: кремнезема 28,8—44,7 част., а окиси свинца 71,2—55,3 част. (от PbO, 1,5 SiO 2 до PbO, 3SiO 2); количество кремнезема для этого сорта изделий не должно быть выше 3 паев на 1 пай окиси свинца, потому что тогда полива была бы настолько тугоплавкою в огне, что череп изделия по своей легкоплавкости потек бы или деформировался при остекловании на нем поливы. Другая граница наибольшего содержания свинца — к которой приближаются на деле, особенно в тех случаях, когда в глазурь намешивают от 5% до 20% глины, употребленной на изделие, и тем уменьшают легкоплавкость поливы, — лежит у пропорции 1-го пая окиси свинца на 1,5 пая кремнезема; больший избыток окиси свинца остался бы несвязанным, и полива оказалась бы чересчур мягкою и неустойчивою в употреблении. Свинцовая полива указанных составов приготовляется особо и представляет по сплавлении на изделии прозрачное и почти бесцветное стекло, а потому, находясь на поверхности изделия, не изменяет присущего черепу цвета, придавая ему блеск и большую яркость. Для получения поливы бурого цвета к указанному составу прибавляют от 5% до 12%, перекиси марганца (пиролюзит), для зеленого цвета — медной окалины от 2% до 3%. При недостаточно полном обжиге или избытке окиси свинца полива оказывается настолько непостоянною, что в посуде для варки пищи при ее употреблении содержащийся в поливе свинец легко растворяется в кислых жидкостях и может произвести отравление; вследствие этого вводят в свинцовую поливу щелочи для образования более прочного двойного соединения свинца и щелочи с кремнекислотой, напр. по следующей пропорции: раствора Фуксова натрового стекла в 50° Боме — 100 част., сурика 25 част. и измельченного кварца 15 част. Иногда окись свинца исключается совершенно, и тогда состав поливы выразится в следующих отношениях: кремнезема — от 60,5 до 58,6; борной кислоты — от 11,5 до 18,0; глинозема — от 13,0 до 12,0; извести — от 5,6 до 9,0; щелочей от 9,4 до 2,4. На массу черепа более кремнеземистую для прочности поливы употребляют более щелочной состав Зегера, а на глиноземистую — более известковый. Обжигание описанных изделий производится в небольших горизонтальных печах с одиночною топкою; для более крупного производства таковые заменяются с выгодою круглыми печами с нисходящим пламенем (см. далее о полевошпатовом Ф.). Кирпичи, черепица, изразцы и проч. строительный материал с архитектурными украшениями, покрытые прозрачною и цветною поливою, производились еще в глубокой древности египтянами и персами и на Востоке в X в.; в Европе благодаря употреблению свинцовой поливы производство это распространилось ок. XIII в. и существовало до XVI стол., когда оно почти исчезло; оно снова возродилось в ХIХ стол. и получило в настоящее время обширное распространение. Этот вид Ф. часто носит название терракотовых изделий. Древние египетские и персидские изделия этого вида имеют массу, весьма богатую свободным кремнеземом, в настоящее же время эти предметы производятся из легкоплавкой глины, кроме некоторых мелких украшений. Так как не всякая легкоплавкая глина пригодна к воспринятию поливы вследствие того, что для этого требуется плотная и гладкая поверхность, то для более пористых глин недостаток этот частью устраняется сглаживанием и давлением на поверхность, а также наложением слоя более тонкой глины (ангоб). Окрашенные (цветные) поливы изготовляются обыкновенно из сообщенной выше свинцовой поливы, к которой прибавляется один или несколько окрашивающих окислов в количестве приблизительно от 0,5% до 5% — 8%, смотря по желаемому оттенку. Оранжевый или красный цвет получается при свинцовой поливе без прибавления окрашивающих окислов; в этом случае пользуются цветом массы черепа, который от наложения прозрачной поливы получает более интенсивный оттенок, как это объяснено ранее. От прибавления к поливе перекиси марганца получаются бурые оттенки, которые могут быть доведены до весьма темного цвета, а с прибавлением к марганцу окиси железа и небольшого количества окиси кобальта получается совершенно черный цвет. Смесь окиси железа и марганца на желто-оранжевом черепе производит красно-бурые оттенки, окись меди — зеленые и окись кобальта — синие. Bсе другие окраски можно получить посредством наложения ангоба (наслоение на поверхность глиняного теста, приготовленного из белой глины, глины, окрашенной в массе) и с помощью непрозрачных (глухих) полив или эмалей, которые получаются прибавлением к свинцовой поливе окиси олова для уничтожения прозрачности и затем окрашиванием подходящими окислами. Нанесение полив и ангоба почти всегда производится на достаточно высушенные изделия без предварительного их обжига; только тонкие, а потому хрупкие предметы первоначально обжигаются. Вследствие того, что на поливы при обжиге печные газы могут действовать неблагоприятно в смысле изменения тонов окраски, обжиг предпочтительно производится в муфельных печах или внутри капселей в круглых периодически действующих печах. При большом производстве кирпича и черепицы, как предметов более дешевых, обжигание может быть произведено в обыкновенных печах непрерывного действия, в особенности, если таковые имеют газовое отопление (см. полевошпатовый Ф.). Облицовочные плитки и лещади с разноцветными инкрустациями (carreaux encaustiques) заслуживают особого упоминания вследствие развития этого производства в настоящее время. Начало этого производства относится к XII веку; особенно широкое распространение оно получило около XIV и XV столетия во Франции, Англии и Фландрии для облицовок и выстилки полов.
|